Родителям
ОВЗ
1. Образовательные потребности детей с ОВЗ
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает
категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо
ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность
способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного
возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью
по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть
временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
В соответствии с разными профессиональными подходами к
феноменологии понятия «ограниченные возможности здоровья» и разными
основаниями для систематики существуют разные классификации.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит
характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в
развитии и степень нарушения.
Наиболее распространенными основаниями являются следующие:
1. причины нарушений;
2. виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
3. последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
Необходимо отметить тот факт, что некоторые подгруппы ОВЗ
переходят из одной классификации в другую, иные представлены в
единичных вариантах, или из одной системы в другой объединяются.
Наиболее популярная, на наш взгляд, классификация В.В. Лебединского.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1)дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х
нарушений).
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым
тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного
при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально
развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к
их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь
выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в
целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.
Потребность - важнейший стимул человеческой деятельности.
Этимология данного понятия показывает его многоаспектность, раскрывает
достаточно широкое его значение.
Одной из фундаментальных потребностей человека является
потребность в образовании. Она возникает и развивается в определенном
социальном контексте, проявляясь в различных видах деятельности.
Образовательная потребность представляет собой обусловленное
социокультурными доминантами активно-деятельностное отношение
человека к сфере знания, являющееся сущностной характеристикой его
развития, самоопределения и самореализации. Потребность в образовании -
это сложная комплексная потребность, имеющая свою структуру и
конкретизирующаяся в таких потребностях, как потребности в знаниях,
умениях, навыках, общении, самообразовании, самореализации,
самоактуализации.
Анализ потребности как внутреннего источника целенаправленной
деятельности человека является очень важным, поскольку позволяет
определить их целевую ориентацию. В то же время это дает возможность
обнаружить степень совпадения потребности личности с общественными
представлениями об образовательных потребностях детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особые
образовательные потребности.
В.З. Денискина понимает под термином «особые образовательные
потребности детей с ОВЗ» «спектр образовательных и реабилитационных
средств и условий, в которых нуждаются дети данной категории и которые
им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию
в образовательном пространстве образовательной организации».
Т.В. Фуряева определяет «особые образовательные потребности» детей
с ОВЗ как «потребность в общем образовании и понимается как социальное
отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса.
Таким образом, потребность нельзя атрибутировать одному только субъекту,
как нечто лишь ему принадлежащее, она включает в себя отношение
минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой –
адресатом социального запроса… Понятие «особые потребности» ставит на
передний план педагогические решения, связанные с самим ребенком, с его
воспитанием, с улучшением его жизненной, учебной ситуации».
Продолжим обозначать круг образовательных потребностей детей с
ОВЗ:
• Потребность в как можно более раннем выявлении первичного
нарушения в развитии.
• Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое
должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в
развитии, независимо от возраста ребенка. Игнорирование целенаправленной
психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в
достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка.
• Потребность в своевременном определении всех направлений развития
«социального вывиха», которые могут возникнуть у ребенка в силу характера
первичного нарушения, и возраста, в котором оно наступило.
• Потребность во введении в содержание обучения ребенка с ОВЗ
специальных разделов, ориентированных на целенаправленное решение
задач его развития. Например, ребенок с нарушением зрения, зрения и слуха,
интеллекта нуждается в специальном разделе обучения - социально-бытовой
ориентации, где он изучает функции различных социальных служб и правила
элементарного социального поведения в быту, правила социального
взаимодействия, коммуникации.
• Потребность в построении «обходных путей» обучения, использованы
специфические средства, которые не применяются в образовании нормально
развивающегося ребенка.
• Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования
и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной
образовательной программы.
• Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми
адаптированной образовательной программой и соответствия этих программ
их познавательным возможностям.
• Потребность в специфическом использования традиционных методов
обучения. Коррекционная направленность применения традиционных
методов обучения, а также коррекционная направленность предметного
преподавания, воспитательного воздействия и досуговой деятельности.
• Потребность в том, чтобы проведение коррекционно-педагогического
процесса осуществлялось специальными педагогами (тифлопедагогами,
сурдопедагогами, дефектологами, логопедами).
• Потребность в организации доступной образовательной среды.
• Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и
особая подготовка родителей силами специалистов.
• Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении.
• Потребность специфической работы по профессиональной ориентации.
• Потребность во всесторонней оценке потребностей и необходимых
ресурсов для нормального функционирования семьи ребенка с ОВЗ.
2. Особые условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ
Под специальными условиями для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном
законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения
и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно
или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Значительное разнообразие особых образовательных потребностей
детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных
образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам
(материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия,
кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).
Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных
образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для
всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, определяющих
эффективность реализации образовательного процесса и социальной
адаптированности ребенка в соответствии с его особенностями и
образовательными возможностями.
И.Д. Маркевич и Л.Ф. Фатихова рассматривают особые образовательные
потребности детей с ОВЗ в качестве особых условий организации обучения и
воспитания, а также получения ими специальной психолого-педагогической
помощи.
Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует
опираться на:
• способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими;
• особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их
сформированности относительно возрастной нормы;
• специфику речевой деятельности, знание и представление об
окружающем мире;
• наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
Современные научные представления позволили ученым выделить
общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического
развития особые образовательные потребности.
В аспекте времени начала специального образования - потребность в
совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения
нарушения в развитии ребёнка.
В аспекте содержания образования - потребность во введении
специальных разделов обучения, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося ребёнка (например, занятия по развитию слухозрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и
позднооглохших детей, и др.).
В аспекте методов и средств обучения - потребность в построении
«обходных путей», использовании специфических средств обучения,
современных коррекционных технологий.
В аспекте организации обучения - потребность в качественной
индивидуализации обучения, в разработке и реализации адаптированной
образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ.
В аспекте границ образовательного пространства - потребность в
максимальном расширении образовательного пространства за пределы
образовательного учреждения.
В аспекте продолжительности образования - потребность в
пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного
возраста (вертикаль образовательной инклюзии: детский сад, школа,
техникум, университет).
В аспекте определения круга специалистов, участвующих в
образовании, модели их эффективного взаимодействия.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Признание за детьми с ОВЗ особых образовательных потребностей,
позволяет им иметь равный доступ к образованию.
Индивидуальную образовательную траекторию можно понимать как
процесс последовательного удовлетворения потребностей в образовании и
формирования новых.
В зависимости от степени ограничения возможностей и в первую
очередь от сохранности интеллектуальных возможностей, а также от
качества и своевременности создания специальных образовательных условий
лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные
уровни образования.
Дети с ОВЗ чаще других подвергаются негативному влиянию и
саморазрушительному поведению. В условиях борьбы за качество обучения в
современной школе, конкуренции за успехи в учебной деятельности со
здоровыми школьниками они и их родители способны тратить
дополнительное время и усилия ради достижений, ухудшая здоровье
ребенка. Поэтому следует опасаться предъявления завышенных требований,
ожиданий от ребенка с ОВЗ более высоких результатов, чем те, на которые
он способен.
Детям, имеющим ОВЗ, очень важна родительская включенность в
процесс образовательной инклюзии, в процесс освоения ими новой
социальной роли - роли ученика. Согласованные действия родителей и
педагогов в организации процесса подготовки ребенка с ОВЗ к школе
предупредят школьную дезадаптацию: бытовые, повседневные ситуации
богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить,
обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к
школе.
Создание специальных образовательных условий в образовательной
организации
Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных
образовательных условиях, определение этих условий и их создание
организуется следующим образом
1. Детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях
медицинские заключения с рекомендациями по организации
образовательного процесса.
2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое
обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в
физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении
детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по
созданию специальных условий образования, а также подтверждает,
уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.
3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и
эффективность создания специальных образовательных условий, составляет
коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную
характеристику структуры психофизического развития ребенка и
рекомендации по специальным условиям и адаптированную
образовательную программу (если это необходимо), обобщающую
рекомендации специалистов. Заключения специалистов, коллегиальное
заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных
представителей) в доступной для понимания форме, предложенные
рекомендации реализуются только с их согласия.
4. Педагогические работники совместно составляют программу
коррекционной работы, представляют ее для обсуждения и согласования
Управляющему Совету школы, а впоследствии реализуют. Любая программа
постоянно нуждается в оценке реализации, коррекции и доработке.
5. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы
является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов
образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного
профиля в образовательном процессе.
6. В системе образования должны быть созданы условия для
комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных
(коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность
восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической поддержки, получения оперативных консультаций по
вопросам реализации основной образовательной программы начального
общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и
достоверных инновационных разработок в области коррекционной
педагогики.
7. Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их
особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных
условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества
образования, а также необходимую социализацию этой категории
детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в
различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое
обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимально степени
будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного
пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной
для их обучения и воспитания составляющей как технические средства
обучения, в то время как для детей с различными расстройствами
аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего
значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных
условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных
сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические
условия. А для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при
этом при отсутствии, как правило, сопутствующих нарушений слуха или
зрения) на первый план помимо создания безбарьерной архитектурной
среды, как важнейшего для них условия организации образовательных
условий, выходит особенности построения программно-методического
обеспечения, в частности, организация педагогического процесса в
соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенкаинвалида вследствие ДЦП.
8. Таким образом, при создании индивидуально ориентированных
условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с
какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми
потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных
условий, которая каждый раз должна быть модифицирована,
индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями
данного ребенка. Именно такой процесс варьирования, индивидуализации
специальных условий реализации заданного индивидуального
образовательного маршрута должен лежать как в основе деятельности
психолого-медико-педагогических комиссий – в его итоговом заключении,
определяющем образовательный маршрут и условия его реализации, так и в
деятельности консилиума образовательного учреждения. Наиболее важно,
чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в
адаптированную с учетом индивидуальных особенностей
детей образовательную программу в качестве одного из ее компонентов.
Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации
АОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного
ребенка с ОВЗ этих условий полноценного его включения в образовательный
процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и
возможностями.
3. Требования к условиям реализации образовательной программы
детьми с ОВЗ
Интегративным результатом реализации указанных требований должно
быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным
потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ,
открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей
сохранение и укрепление физического и психологического здоровья
обучающихся.
В целях обеспечения реализации образовательной программы детей с
ОВЗ в различных видах образовательных учреждений должны создаваться
условия, гарантирующие возможность:
достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования всеми
обучающимися;
использования обычных и специфических шкал оценки
«академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым
образовательным потребностям;
адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции
ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса,
включая и работников школы¸ и родителей (их законных представителей);
индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с
ОВЗ целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации
и взаимодействию со сверстниками;
выявления и развития способностей и одаренностей обучающихся с
ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики,
используя возможности образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и
творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектноисследовательскую деятельность;
включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в разработку основной
образовательной программы начального общего образования,
проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также
формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся;
использования в образовательном процессе современных научно
обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных
особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
взаимодействия в едином образовательном пространстве
общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях
продуктивного использования накопленного педагогического опыта
обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.
Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования включают:
укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и
руководящими работниками, компетентными в понимании особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ,
уровень квалификации педагогических и иных работников
образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
непрерывность профессионального развития педагогических
работников образовательного учреждения в сфере коррекционной
(специальной) педагогики;
включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и
специальных(коррекционных) школ 1-8 видов
Непрерывность профессионального развития работников
образовательного учреждения, реализующего основную образовательную
программу начального общего образования детей с ОВЗ, должна
обеспечиваться освоением работниками дополнительных профессиональных
образовательных программ в области коррекционной педагогики в объеме не
менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в научных и образовательных
учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида
образовательной деятельности. При поступлении в общеобразовательную
школу ребенка с ОВЗ (определенной категории: с нарушением слуха, зрения
и т.д.) обязательным является освоение руководящими лицами и педагогами
начальной школы дополнительных профессиональных образовательных
программ в области коррекционного обучения данной категории детей в
объеме не менее 72 часов. При поступлении ребенка с расстройствами
аутистического спектра в специальную (коррекционную) школу, созданную
для другой категории детей, обязательным является освоение руководящими
лицами и педагогами начальной школы дополнительных профессиональных
образовательных программ в области коррекционного обучения детей с
расстройствами аутистического спектра в объеме не менее 72 часов. В
системе образования должны быть созданы условия для комплексного
взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и
научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения
недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической
поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации
основной образовательной программы начального общего образования детей
с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных
разработок в области коррекционной педагогики.
Финансовые условия реализации основной образовательной программы
начального общего образования должны:
обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения
требований Стандарта;
обеспечивать реализацию обязательной части основной
образовательной программы начального общего образования и части,
формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от
количества учебных дней в неделю;
отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации
основной образовательной программы начального общего образования и
достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации основной образовательной программы
начального общего образования должно осуществляться в объеме не ниже
установленных нормативов финансирования государственного
образовательного учреждения.
Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации в области
образования дополнительные финансовые средства за счет:
предоставления платных дополнительных образовательных и иных
предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг;
добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или)
юридических лиц.
Материально-технические условия реализации основной
образовательной программы начального общего образованиядолжны
обеспечивать:
возможность достижения обучающимися с ОВЗ установленных
Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования в соответствии с выбранным
вариантом стандарта (1.2.3.4);
соблюдение:
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом
потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования
к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и
т. д.);
санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов,
санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
социально-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного
пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.);
пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся в данном учреждении;
своевременных сроков и необходимых объемов текущего и
капитального ремонта с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в
данном учреждении;
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры
образовательного учреждения.
Материально-техническая база реализации основной образовательной
программы начального общего образования должна соответствовать
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к:
участку (территории) образовательного учреждения с учетом
потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в нем (площадь, инсоляция,
освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения
образовательной и хозяйственной деятельности образовательного
учреждения и их оборудование);
зданию образовательного учреждения с учетом потребностей детей с
ОВЗ, обучающихся в нем (высота и архитектура здания, необходимый набор
и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на
ступени начального общего образования, их площадь, освещенность,
расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных
занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной
деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать
возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
помещениям библиотек с учетом потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся в данном учреждении (площадь, размещение рабочих зон,
наличие специально оборудованных читального зала, читательских мест,
специализированных медиатек, специального фонда библиотеки для
родителей детей с ОВЗ с целью повышения их компетентности в области
воспитания и образования таких детей и др.);
помещениям для питания, а также для хранения и приготовления пищи,
с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении,
обеспечение возможности организации качественного горячего питания, в
том числе горячих завтраков;
помещениям, предназначенным для занятий музыкой,
изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим
творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными
языками, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном
учреждении
актовому залу, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в
данном учреждении;
спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию
с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении
помещениям для медицинского персонала;
мебели с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном
учреждении, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
расходным материалам и канцелярским принадлежностям с учетом
потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (бумага для
ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске),
изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования,
химические реактивы, носители цифровой информации).
Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых
бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке
дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение
образовательного процесса детей с ОВЗ на ступени начального общего
образования.
Материально-техническое и информационное оснащение
образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
создания и использования информации с учетом потребностей детей с
ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (в том числе запись и обработка
изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и
графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
получения информации различными способами с учетом потребностей
детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (поиск информации в сети
Интернет, работа в библиотеке и др.);
проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного
лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных
моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных
объектов и явлений;
цифрового (электронного) и традиционного измерения с учетом
потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение
местонахождения, наглядного представления и анализа данных;
использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений с
учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
создания материальных объектов, в том числе произведений искусства
с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
обработки материалов и информации с использованием
технологических инструментов с учетом потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся в данном учреждении;
проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым
управлением и обратной связью с учетом потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся в данном учреждении;
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с
применением традиционных инструментов и цифровых технологий с учетом
потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном
учреждении планирования учебного процесса, фиксирования его реализации
в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов) с
учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
размещения своих материалов и работ в информационной среде
образовательного учреждения с учетом потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся в данном учреждении;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений с учетом
потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
организации отдыха и питания с учетом потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся в данном учреждении.
Информационно-образовательная среда образовательного
учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств
(компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные
продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с
ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции и др.); культурные и
организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников
образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач
обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой)
форме следующие виды деятельности:
планирование образовательного процесса;
размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в
том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками
образовательного процесса информационных ресурсов;
фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования с
учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
взаимодействие между участниками образовательного процесса
(включая взаимодействие общеобразовательных, специальных
(коррекционных) школ, родителей детей с ОВЗ, необходимых для
обеспечения качественного обучения детей с ОВЗ научных учреждений), в
том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность
использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для
решения задач управления образовательной деятельностью;
контролируемый доступ участников образовательного процесса к
информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение
доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся, ограничение доступа к хранящейся в
документации школы конфиденциальной информации о медицинских и
других проблемах ребенка с ОВЗ);
взаимодействие образовательного учреждения с органами,
осуществляющими управление в сфере образования и с другими
образовательными учреждениями, организациями.
Функционирование информационной образовательной среды
обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее
использующих и поддерживающих. Функционирование информационной
образовательной среды должно соответствовать законодательству
Российской Федерации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации
образовательной программы направлено на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного
процесса к любой информации, связанной с реализацией основной
образовательной программы, планируемыми результатами, организацией
образовательного процесса и условиями его осуществления. Требования к
учебно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:
параметры комплектности оснащения образовательного процесса с
учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования детьми с ОВЗ;
параметры качества обеспечения образовательного процесса с учетом
достижения целей и планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования детьми с ОВЗ,
включая параметры формирования жизненной компетенции.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено
удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ
учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями,
являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и
материалами по всем учебным предметам основной образовательной
программы начального общего образования на определенных учредителем
образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и
электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным
образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ и
размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована
общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными
образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного
плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд
дополнительной литературы должен включать детскую художественную и
научно-популярную литературу, справочно-библиографические и
периодические издания, сопровождающие реализацию основной
образовательной программы начального общего образования.
Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ,
должна быть укомплектована научно-методической литературой по
специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике,
печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование
«академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также
иметь фонд дополнительной литературы для педагогов и родителей детей с
ОВЗ по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий
детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд
должен включать научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение
ребенка с ОВЗ.